Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Еврейское образование

Предыдущий сюжет
Следующий сюжет

В период с 1904 по 1916 год в столице окончательно сложилась система нового еврейского образования, включающая дошкольное воспитание, школу и послешкольное образование. Особенностью этой системы было разнообразие форм образовательных учреждений и изучение наряду с общеобразовательными предметами традиционных еврейских дисциплин. К этому времени уже был накоплен богатый опыт организации такого рода школ и училищ не только в столице, но и в губерниях черты оседлости. В 1906 году в Петербурге была (впервые вне черты оседлости) открыта частная еврейская мужская гимназия. Ее владельцем и директором стал кандидат филологии выпускник Московского университета И.Г. Эйзенбет. Впервые за всю историю Петербургской общины еврейские дети могли получать в одном учебном заведении и общегимназическое, и еврейское образование.Здание, где размещалась гимназия Эйзенбета. Театральная пл., 18
Наряду с русским языком гимназисты изучали иврит, немецкий, французский языки, латынь и (факультативно) греческий. В программу входили все гимназические предметы, а также еврейская история, рисование, пение. Широко практиковались внеклассные занятия: экскурсии, чтения с "волшебным фонарем". В гимназии были хор, оркестр, гимнастический кружок. Но гимназия Эйзенбета не могла вместить всех еврейских мальчиков, чьи родители хотели, чтобы их дети получили гимназическое образование и были бы сведущи в иврите, Танахе, еврейской истории. Для евреев - учащихся городских гимназий и реальных училищ, где не было преподавателей "Моисеева вероучения", создавалась система дополнительного еврейского образования.
Первые попытки создать такие курсы при синагоге не увенчались успехом, но в 1914 году был создан комитет Еврейского общества содействия внешкольному образованию.Программы гимназии Эйзенбета
Расширилась сеть еврейских начальных училищ. Помимо училища ОПЕ, в этот период в городе были открыты училище общества "Цдако Гдейло" на Васильевском острове, училище Общества попечения о детях бедных евреев Песковского района, талмуд-тора "Моген Довид" имени барона Д.Г. Гинцбурга в Московской части, училище общества "Иврио" на Троицкой улице. Эти училища, в основном, возникали в результате реорганизации хедеров при районных молельнях. В эти же годы появляются учреждения дошкольного воспитания для еврейских детей. Тогда их называли "очагами". В 1915 году в столице было два еврейских "очага", а в следующем году в связи с прибытием в город большого числа беженцев был открыт "очаг" при Обществе охранения здоровья еврейского населения. В них практиковались все новинки тогдашней педагогики - развивающие игры, составление рассказов по картинкам, разучивание песен.Здание училища "Иврио". Ул. Рубинштейна (Троицкая), 34
Петербург оставался и в этот период центром разработки новых методик преподавания в еврейской школе. В 1904-1905 годах ОПЕ издает в столице журнал "Еврейская школа", а с 1910 по 1916 годы "вестник общества для распространения просвещения среди евреев России", или, иначе,- "Вестник еврейского просвещения". На страницах этого журнала не только рассматривались методические вопросы, но и освещалось положение еврейских общественных и частных школ на территории всей империи, как в черте оседлости, так и за ее пределами. В это же время в столице организуются лектории при только что открытых научно- просветительных обществах. Так, в 1910 году по заданию Комитета Еврейского литературного общества С.Я. Цинберг разработал курс лекций по новой еврейской литературе. Этот курс предполагалось читать в лектории Еврейского литературного общества.
С проектами реорганизации еврейского образования к властям обращались и частные лица, например фабрикант чернил Арон Левенштейн. Но настоящим прорывом в построении системы еврейского образования стало создание Еврейской академии. В прошении о ее открытии барон Д.Г. Гинцбург указывал, что цель академии - изучение еврейской письменности вместе с сопряженными с нею науками. В программу будущего высшего учебного заведения предполагалось включить древние языки (в том числе ассирийский), современные европейские и восточные языки, всеобщую историю евреев, а также историю евреев в Польше, Литве и России, историю еврейской литературы и литургии, Танах и Талмуд и комментарии к ним, средневековую раввинистическую литературу, курсы логики, психологии, дидактики, педагогики и этики. Полный курс обучения был рассчитан на 5 лет.Прошение Д.Г. Гинцбурга Министру Народного Просвещения об открытии еврейской академии
В 1907 году Министерство народного просвещения разрешило барону Д.Г. Гинцбургу открыть высшую школу еврейских знаний под названием "Курсы востоковедения" (в качестве неофициального бытовало также название "Еврейская академия барона Д.Г. Гинцбурга"). В академию принимались все окончившие средние учебные заведения любого типа, в том числе экстерном. Для слушателей со слабым знанием Танаха устраивались дополнительные курсы. Преподавали в академии ведущие ученые И. Маркон, С. Дубнов, М. Вишницер, Г. Слиозберг и сам Д.Г. Гинцбург. Большинство студентов не обладали достаточной общеобразовательной подготовкой. По уровню подготовки выделялись одесситы - ученики историка И. Клаузнера и студенты Петербургского университета, посещавшие вечерние занятия, а также некоторые слушательницы Бестужевских курсов.8-я линия В.О., 35 - здание, где располагалось общежитие Курсов востоковедения и где жил С.М. Дубнов
Среди слушателей были и те, кто стал впоследствии известными учеными и политиками: Залман Рубашов (Шазар) - третий президент Израиля, Соломон Цейтлин - известный исследователь эпохи Второго Храма, Иехиель Равребе - лингвист, историк и поэт. Есть сведения, что И.И. Равребе учил Ф.И. Шаляпина петь "Ха-Тикву" на иврите и в русском переводе.
После смерти Давида Гинцбурга ректором академии стал Лев (Иехуда Лейб) Израилевич Кацнельсон, врач, еврейский общественный деятель, писатель и ученый. Он окончил Житомирское раввинское училище, а затем Медико-хирургическую академию, участвовал в войне 1877-1878 годов, был автором историко-медицинских трудов, много писал на иврите. Л.И. Кацнельсон был вице-председателем Общества любителей древнееврейского языка, входил в правления ОПЕ и ЕКО, был одним из редакторов "Еврейской энциклопедии".Дом Д.Г. Гинцбурга, где располагалась еврейская академия. В.О., 1-я линия, 4

Здание, где размещалась гимназия Эйзенбета. Театральная пл., 18

Здание, где размещалась гимназия Эйзенбета. Театральная пл., 18