Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Евреи в ленинградской творческой элите

Предыдущий сюжет
Следующий сюжет

Устраненные из партийной и государственной элиты, евреи продолжали занимать заметное место в науке и культуре. Роль евреев в наиболее массовых видах искусства особенно бросалась в глаза. И с популярностью выдающихся артистов, режиссеров, музыкантов партийные идеологи уже ничего не могли поделать. Самый яркий пример всенародной любви и популярности - Аркадий Райкин. Фразы из его монологов становились поговорками. Залы на его спектаклях были переполнены. Его сатира "на грани дозволенного" бичевала пороки советской системы. Райкин мог себе позволить затронуть даже еврейскую тему. Райкин считался патриархом советской эстрады и дал путевку в жизнь многим писателям-юмористам и эстрадным исполнителям. Он получал высокие правительственные награды, но власти всегда относились к нему настороженно. Неоднократно ему приходилось сталкиваться с проявлениями антисемитизма, как официального, так и бытового.Аркадий Райкин. Фото
Хотя классический джаз долгие годы преследовался в СССР, многие ленинградские джазмены приобрели огромную популярность. Самым знаменитым из джазовых коллективов был оркестр Л.О. Утесова. Свой творческий путь он начинал в Ленинграде. Десятилетиями голос Утесова звучал с экранов, пластинок, по радио, а в последние годы его жизни - и по телевизору. В 40-50-х годах в Ленинграде пользовался большой популярностью джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского. Эти оркестры исполняли популярные танцевальные и песенные мелодии в джазовой аранжировке. В начале 60-х годов в городе были созданы Ленинградский диксиленд и ансамбль Давида Голощекина. В Ленинграде же возник и советский мюзикл, сначала как студенческий спектакль "Весна в ЛЭТИ". В числе авторов были тогдашние студенты Александр Колкер и Ким Рыжов. Впоследствии они стали создателями первых профессиональных мюзиклов, появившихся на ленинградской сцене.Джаз Леонида Утесова. 1940-е годы. Фото
Кинематограф в СССР считался "важнейшим из искусств". Студия "Ленфильм" была одной из ведущих в стране. Среди наиболее ярких работ студии очень много произведений режиссеров и сценаристов - евреев. Разумеется, в своем творчестве они не могли касаться еврейской темы. Всенародно любимыми становились и песни из кинофильмов. Среди композиторов, писавших для кино, также много еврейских имен. В 60-е годы часто исполнялась песня Вениамина Баснера "С чего начинается Родина" из кинофильма "Щит и меч". В 70-80-е годы вся страна пела песни "Ваше благородие, госпожа удача" из кинофильма "Белое солнце пустыни" и романс "Кавалергарда век недолог" из фильма "Звезда пленительного счастья", написанные Исааком Шварцем на стихи Булата Окуджавы. Менее известны симфонические произведения и Баснера, и Шварца, в том числе симфоническая поэма Шварца, посвященная Катастрофе.Исаак Шварц. Фото
Не менее значителен вклад евреев в театральную жизнь Ленинграда. Событиями культурной жизни города становились театральные постановки режиссеров-евреев, многие из которых являлись главными режиссерами ленинградских театров. Долгие годы репертуар Большого драматического театра определяла заведующая литературной частью Д. Шварц. Классиком советской драматургии был Е. Шварц. Его пьесы в постановках ленинградских театров воспринимались советской интеллигенцией как символ духовного сопротивления режиму. Основателем новой волны в русской драматургии стал А. Володин. Зрительскую любовь заслужили такие артисты, как Е. Копелян, С. Юрский, А. Равикович и другие. Еврейские имена занимали преобладающее место и среди имен дирижеров и исполнителей классической музыки.Программки Театра Комедии
Несмотря на гонения конца 40-х - начала 50-х годов евреи составляли значительную часть и в Ленинградской писательской организации. Большинство из них было полностью интегрировано в русскую культуру. Мало кто задумывался о еврейском происхождении таких популярных писателей, как Даниил Гранин или братья Аркадий и Борис Стругацкие. В произведениях ленинградских писателей не затрагивалась еврейская тема. Но поселившаяся в Ленинграде узница Виленского гетто и участница партизанского движения Мария Рольникайте сумела прорвать информационную блокаду вокруг темы Холокоста. В эти годы она была, пожалуй, единственной, кто постоянно напоминал в своем творчестве о трагедии советского еврейства. Евреи играли заметную роль и в ленинградской журналистике. Они выступали (по требованию идеологических служб), в основном, под русскими псевдонимами, как, например, неутомимый популяризатор истории города Эдуард Аренин.Дом журналистов. Фото
Благодаря способностям, трудолюбию и упорству ленинградские евреи успешно преодолевали дискриминационные барьеры. Некоторые из них смогли даже получить квартиры в доме, специально построенном для местной элиты. Этот дом в народе называли "Дворянским гнездом". Среди его обитателей был и знаменитый гроссмейстер Виктор Корчной. Вообще, евреям принадлежала ведущая роль в таких интеллектуальных видах спорта, как шахматы и шашки. В других видах спорта роль евреев была не столь заметна. Так, в 40-е годы игроком, а затем тренером главной ленинградской футбольной команды "Зенит" был Борис Левин-Коган, обладатель кубка СССР 1944 года. У него было прозвище "Дважды еврей Советского Союза". В ноябре 1999 года ему торжественно открыт (за счет средств "Зенита") памятник на Смоленском кладбище. А одним из самых знаменитых администраторов советского футбола был М.С. Юдкович, долгие годы проработавший в "Зените".В. Корчной на Шахматной олимпиаде в Скопье. 1972 год. Фото

Аркадий Райкин. Фото

Аркадий Райкин. Фото