Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Хасиды и любавичский ребе

Предыдущий сюжет

Миграция в Ленинград из прежних районов проживания евреев изменила соотношение между приверженцами двух основных направлений иудаизма: традиционалистов (литваков, миснагидов) и хасидов. И до 1917 года хасиды составляли значительную группу внутри городской общины. Но руководили ею традиционалисты. После того как одна часть прежних общинных лидеров эмигрировала, а другая отошла от дел, во главе общины встали хасиды. Это соответствовало их новому весу в общине. Большая часть молелен и синагог, зарегистрированных в городе в конце 20-х - начале 30-х годов, были хасидскими. Поскольку издавать религиозную литературу типографским способом было уже невозможно, сборники хасидских проповедей и молитвенники переписывались от руки. Росту влияния хасидизма внутри ленинградской общины способствовало и то, что в течение трех лет, с 1924 по 1927 год, в Ленинграде жил глава любавичских хасидов - 6-й любавичский ребе.Рукописный сборник хасидских проповедей. Ленинград. 1927 год
Духовный лидер Хаббада - 6-й любавичский ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон переехал в Ленинград в 1924 году из Ростова-на-Дону, куда его забросила гражданская война. Вместе с ним в Ленинград перебралось и его ближайшее окружение. На короткий период Ленинград превратился в мировой центр Хаббада. Поддержкой столь авторитетного еврейского религиозного лидера в проведении съезда еврейских религиозных общин попыталось заручиться руководство ЛЕРО. Однако ребе уклонился от участия в съезде и ограничился коротким приветствием в его адрес. Деятельность ребе вызывала у членов евсекций подозрения. "Мы за Ленина, против шнеерсонов" - провозглашалось в книге "Против антисемитов", выпущенной в 1928 году. В этой же книге утверждалось, что на средства, собранные среди американских евреев, Иосиф Ицхак Шнеерсон насаждает в новых еврейских сельскохозяйственных колониях хедеры и миквы, шойхетов и меламедов.Йосеф-Ицхак Шнеерсон - 6-ой любавичский ребе
Обвинения против ребе, с точки зрения властей, имели под собой достаточные основания. В своей квартире он ежедневно проводил встречи с хасидами. А на молитвенные собрания к ребе приходило от 100 до 150 человек. В июне 1927 года ребе был арестован. Арест производился ночью, но в июне в Ленинграде ночи светлые, не все участники молитвенного собрания успели далеко отойти от дома на Моховой, когда заметили приближение зловещей машины с сотрудниками ОГПУ. В течение нескольких часов были предупреждены все ближайшие сподвижники Шнеерсона. В ожидании обысков они успели уничтожить компрометирующие документы и письма. Был предупрежден и жених дочери ребе - будущий 7-й (последний) глава Хаббада. Он укрылся в небольшом городке Ленинградской области - Луге, в доме лужского раввина Горина.Дом, где жил И.-И. Шнеерсон с 1924 по 1927 год. Фото
Арестованный ребе был помещен во внутреннюю тюрьму ЛенОГПУ. Ему предъявили обвинение в антисоветской подрывной деятельности. Такое обвинение могло повлечь за собой приговор вплоть до расстрела. Далее произошла цепь событий, которые любавичские хасиды называют "чудом", рассказы о которых расцвечивают легендарными подробностями. Меры наказания ребе, по рассказам хасидов, смягчались четырежды. Сначала расстрел заменили тюремным заключением, затем тюремное заключение - ссылкой в Сибирь, которую в свою очередь заменили на ссылку в Кострому, и, наконец ссылку в Кострому заменили высылкой за пределы СССР.Внутренняя тюрьма ОГПУ. Фасад. Фото
Объясняют эти чудеса в хасидских кругах протестом мировой еврейской общественности и заступничеством за ребе министра торговли Латвии - еврея по национальности, который, якобы, согласился подписать торговый договор с СССР в обмен на жизнь ребе. На самом деле, решающую роль в изменении приговора сыграло заступничество за ребе Политического Красного Креста, возглавлявшегося Екатериной Пешковой

Йосеф-Ицхак Шнеерсон - 6-ой любавичский ребе

Йосеф-Ицхак Шнеерсон - 6-ой любавичский ребе